Электронный Классный Журнал

Электронный журнал как элемент единого информационного пространства образовательного учреждения

04.03.2011

Электронный журнал как элемент единого информационного пространства образовательного учреждения

 

Целищев Николай Евгеньевич
Директор средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №28 г. Кирова
Заслуженный Учитель РФ
е-mail: school28-kirov@yandex.ru 
http://www.school28-kirov.ru



Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов. 

 

Преимущества проекта: 
  • "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса, 
  • объективность выставления промежуточных и итоговых отметок; 
  • возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом; 
  • облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
  • высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.
Предлагаю следующий алгоритм внедрения «Электронного журнала:
 
1. Создание условий для работы учителя-предметника с «ЭЖ» на рабочем месте. Моя принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Если заставлять учителя работать с ЭЖ после уроков и где-то  в специально отведенном для этого месте– это, на мой взгляд, извращение всей идеи информатизации. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога. Интерфейс программы должен максимально повторять традиционный классный журнал, а основные приемы работы с ним должны быть просты и интуитивно понятны педагогам с любым уровнем подготовки в сфере ИКТ. В нашей школе все рабочие места учителей-предметников оснащены компьютером и проектором, половина –интерактивными досками. Единая локальная сеть объединяет все эти компьютеры + все компьютеры, которые использует администрация школы. Кроме того в школе 3 стационарных компьютерных классов и один мобильный. Для их обслуживания в штатном расписании имеется должность системного администратора, трех инженеров-программистов и трех техников-программистов. Таким образом, созданы все условия для использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в процессе управления им.
2. Проведение установочного семинара. Основная идея установочного семинара – показ конкретных возможностей программы «ЭЖ» для реального облегчения труда учителей-предметников и классных руководителей.
3. Обучение персонала. В ходе этого обучения осваиваются основные технологические приемы работы с программой. Особенно важно чтобы навыки работы получили все учителя школы, так как все учителя будут работать с программой на своем рабочем месте самостоятельно.
4. Организация работы школы с «ЭЖ» в тестовом режиме. Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной за-меной традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость в период тестового режима ведения двух копий классного журнала - в электронной и традици-онной форме. Тестовый режим продолжался в нашей школе целый год. В течение этого времени учителя знакомились с этим программным продуктом, администрацией оценивалась стабильность работы системы, готовилась нормативная база.
5. Разработка нормативно-правовой базы. В базу может входить положение об электронном классном журнале и приказ о внедрении электронного журнала с распределением обязанностей по ведению журнала за сотрудниками школы (вся документация выхожена на сайте школы). В школе №28 обязанности распределены следующим образом
 
Системный администратор:
  • установка необходимого для работы электронного журнала ПО, его своевре-менное обновление;
  • обеспечение надлежащего функционирования созданной программно-аппаратной среды;
  • предоставление реквизитов доступа учителям, классным руководителям, адми-нистрации школы 
  • архивирование базы данных и сохранение ее на нескольких электронных носителях с целью предотвращения утери базы банных;
  • работа со справочниками и параметрами системы
Инженер-программист:
  • разделение класса на подгруппы, совместно с учителями предметниками и классными руководителями в начале каждого учебного года 
  • осуществление связи со службой технической поддержки
  • предоставление консультаций и обучение (при необходимости) участников проекта основным приемам работы с программным комплексом.
Классные руководители:
  • своевременное заполнение и контроль за актуальностью данных об учащихся и их родителях в базе данных АИАС «Директор».
  • предоставление реквизитов доступа родителям и учащимся школы
  • вести учет сведения о пропущенных уроках учащихся
  • разделение класса на подгруппы, совместно с учителями предметниками в начале каждого учебного года 
  • информирование родителей о поведении и успехах учащегося через текстовые сообщения и SMS,  и возможностях автоматического получения отчета об успеваемости и посещаемости для родителя за определенный период времени в виде сообщения SMS на их мобильные телефоны или просмотра электронного дневника
Учителя-предметники:
  • разделение класса на подгруппы, совместно с классным руководителем в нача-ле каждого учебного года 
  • составление календарно-тематического плана;
  • заполнение данные об успеваемости и посещаемости учащихся, видах учебных занятий, сведений об использовании средств ИТК в учебном процессе, домашних заданиях;
  • категорически запрещается допускать учащихся к работе с электронным журналом под логином и паролем учителя. 
Заместители директора по УВР:
  • осуществление периодического контроля над ведением электронного журнала
  • прохождение программы
  • объективность вывода итоговых отметок
  • посещаемость  учащихся
  • состояние работы с неуспевающими 
Директор школы контролирует полноту, качество, оперативность информации, вводимой в систему
6. Поощрение и стимулирование учителей. Поощрение учителей проводилось в период работы с программой «ЭЖ» в тестовом режиме, так как приходилось вести два журнала: традиционный и электронный. Данная доплата была предусмотрена в Положении об оплате труда, которое разрабатывается школой самостоятельно.
7. Мониторинг результативности и коррекция. Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок. Регулярно проводится мониторинг затруднений, с которыми сталкиваются учителя и в системе проводятся инструктивные семинары по преодолению этих затруднений.
С этого года мы отказались от традиционного классного журнала, и перешли на электронный. Еще раз подчеркиваю, что в нашей школе ведется ТОЛЬКО электронный журнал вместо традиционного, а не вместе с традиционным. Бальзамом на раны директора были аплодисменты на педагогическом совете в августе, когда я сообщил моим коллегам об этом шаге. Причем этот шаг я сделал для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что информационные технологии в школе не самоцель, а всего лишь средство для повышения качества нашей деятельности.
Сейчас электронный классный журнал в нашей школе - это комплекс программных средств, включающий базу данных, созданную в автоматизированной информационно-аналитической системе (КРМ) «Директор» и программу ИАС «Электронный Классный Журнал», как средства доступа и работы с ней для ведения учета текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости.
«SMS- дневник» и «Электронный дневник» – дополнительные сервисы единого информационного пространства школы, которое создано на основе этого комплекса программных средств.
 
Электронный журнал учителем используется для решения следующих задач:
  • автоматизация учета и контроля процесса успеваемости и посещаемости учащихся;
  • планирование, фиксирование и контроль этапов и уровня фактического усвоения учебных программ;
  • оперативный доступ классного руководителя к оценкам учащихся класса за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время;
  • повышение объективность выставления промежуточных и итоговых отметок. При ведении электронного журнала программа автоматически рассчитывает средний балл с возможностью изменять вес каждой отметки (контрольная работа, самостоятельная, практическая и т.д.). Данный средний балл для учителя является ориентиром, итоговую отметку учитель ставит сам. Таким образом, устраняется возможность ошибки и  необъективности выставления итоговой отметки. Кроме того, в случае если средний балл у ученика на уровне отметки «2» фамилия этого ученика подсвечивается красный цветом. Учитель сразу понимает с каким учеником нужно поработать.
SMS- дневник – это сервис, который позволяет родителям и учащимся по запросу, посылаемому на номер телефона школы, получать информации о текущей успеваемости учащегося, об всех полученных учащимися отметках и всех пропущенных уроках за определенный период времени в качестве сообщения SMS на их мобильные телефоны.
 
Преимущества «SMS- дневника»:
  • оперативность, мобильность, простота
  • предоставляет доступ большому количеству пользователей;
  • является дешевым способом получения информации;
  • использует текст как основу коммуникаций;
  • сохраняет записи в телефоне так долго, как это необходимо;
  • сообщение может быть доставлено в любом месте, независимо от местона-хождения пользователя.
Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный числовой код учащегося в системе. Далее, отправляя этот код на школьный телефон, он в ответ получает все отметки и пропуски уроков учащегося за текущую неделю в виде SMS сообщения.
«Электронный дневник» – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость. 
 
Возможности «Электронного дневника» учащегося:
 
первая вкладка «Дневник» полностью дублирует бумажный вариант дневника школьника и включает в себя перечень занятий по дням недели, сведения о домашнем задании, а также результаты отметочной деятельности.
на второй вкладке «Оценки» отображаются отметки учащегося за все учебные периоды. Отображение отметок возможно как в упрощенном, так и в расширенном виде, который позволяет отобразить отметки учащегося с учетом дат уроков. В столбце итогов рядом с итоговой отметкой отображается рейтинг учащегося в классе по каждому предмету. 
третья вкладка «Сообщения» предназначена для возможности прочитать запись в электронном дневнике учащегося, которую может оставить классный руководитель, учитель или директор школы.
 
Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный пароль. Логинои является фамилия учащегося, написанная на русском языке. Далее, введя логин и пароль, родители и учащиеся получают доступ в электронному дневнику своего ребенка.
Уже год родители нашей школы получают информацию об итогах текущей успеваемости, посещаемости только своего ребенка, содержания домашнего задания за определенный период времени через:
  • информационный сенсорный киоск в школе; 
  • SMS-сообщения на свой мобильный телефон;
  • школьный сайт на своем рабочем или домашнем компьютере.
Таким образом, родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле.

 

Комментарии пока отсутствуют

Добавить комментарий

Комментирование материалов доступно только авторизованным пользователям.

Последние статьи

Поддержка

Задать вопрос

Введите текст с картинки

Контакты

Адрес:
107140, г. Москва,
ул. Русаковская, д.13
Телефоны:
+7 (495) 909-03-60

+7 (495) 660-36-62
Закрыть